* В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики. (И. Кант ).
* Слеп физик без математики. (М.В. Ломоносов)
*Математика - это язык, на котором говорят все точные науки. (Н.И. Лобачевский)
В настоящее время в нашей школе работают учителя математики: Макарова Валентина Гавриловна, Татарницкая Наталья Анатольевна , Безрукова Татьяна Николаевна - учитель физики, Ветрова Екатерина Владимировна - учитель математики и информатики.
Макарова В.Г Мусорина Г.Е,Беспалова В.Г, Ветрова Е.В Безрукова Т.Н
Ф. И. О. | Дата рождения | Классы | Педагогический. стаж | Тема самообразования |
Татарницкая Наталья Анатольевна | 10. 09. 1970 |
5,6,7 класс математика | 5 | Повышение мотивации учащихся на основе использования ИК –технологий на уроках математики. |
Ветрова Екатерина Чунбуновна | 13.09.1975 | 8,11 –класс математика 6 -11кл информатика | 14 | Развитие математических способностей через внедрение ИК – технологий на уроках математики, информатики. |
Безрукова Татьяна Николаевна | 28. 07. 1954 | 7-11 кл. физика | 36 | Формирование исследовательских навыков на основе использования ИК –технологий на уроках физики. |
Макарова Валентина Гавриловна | 16. 10. 1947 | 9»а», 9»б», 10кл. математика | 43 | Развитие математических способностей через внедрение ИК – технологий на уроках математики. |
Как известно, проблем при изучении математики много. Использование при проведении занятий данных форм и приёмов побуждает к активному участию всех учащихся в процессе урока, повышает их работоспособность и творческий настрой. Зачёт- эстафета. Для проведения зачёта готовлю конверты с заданиями по вопросам темы. В каждом конверте по пять карточек. Зачёт принимают ученики из старших классов. Перед столами учеников ставим столы для контролёров. Они выкладывают перед собой карточки из конвертов. Учитель сообщает тему, по которой проводится зачёт. Разъясняет правила зачёта: каждый ученик должен решить по одной карточке у каждого контролёра (порядок выбора этапов произвольный). Выполнив в тетради задание, ученик несет тетрадь контролеру, который результат выполнения занесёт в зачётный лист, поставив знак « +» или « - » (зачётный лист ученики подают вместе с тетрадью). Если в карточке два или одно задание, то ставят в клетке знак ×. Учитель приглашает учащихся первого ряда взять карточки, затем второго, третьего...Из опыта преподавания математики в 5, 6 классах учителя математики Макаровой В.Г.
Это ложь, что в науке поэзии нет.
В отраженьях великого мира
Сотни красок со звуков уловит поэт
И повторит волшебная лира.
За чертогами формул, забыв о весне,
В мире чисел бродя, как лунатик,
Вдруг гармонию выводов дарит струне,
К звучной скрипке, прильнув, математик.
Настоящий учёный, он тоже поэт,
Вечно жаждущий знать и предвидеть.
Кто сказал, что в науке поэзии нет?
Нужно только понять и увидеть.
План работы методического объединения на 2011-2012гг.
Реализация компетентностного подхода на уроках математики.
На современном этапе развития общества, характеризующимся стремительным возрастанием объема научной информации и высокоинтеллектуальными технологиями общественного производства, необходим человек новой формации, способный к активному творческому овладению знаний, умению применять знания в нестандартных ситуациях, умеющий работать в команде, мотивированный на успех. В связи с этим во всем мире идет поиск новых систем образования. Очевидно, что образование уже сейчас должно давать человеку не только сумму базовых знаний, не только набор полезных и необходимых навыков труда, но и умение самостоятельно воспринимать и осваивать на практике новую информацию.
Поэтому задача системы образования при обучении математике - развитие общих способностей учащихся, позволяющих ориентироваться в условиях неопределённости, применять знания в нестандартных ситуациях. Это возможно в процессе формирования компетенций.
Поэтому задача системы образования при обучении математике - развитие общих способностей учащихся, позволяющих ориентироваться в условиях неопределённости, применять знания в нестандартных ситуациях. Это возможно в процессе формирования компетенций.
Понятие компетенции определяется, как способность обучающегося применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом выделяются общие и профессиональные компетенции. В основе формирования общих и профессиональных компетенций лежат базовые компетенции.
Базовые компетенции субъекта учебной деятельности
Эмоционально – психологические компетенции:
- учение с интересом;
- доверие педагогам;
- умение проявлять эмоциональную устойчивость при напряжениях и другие компетенции.
Регулятивные компетенции:
- определение целей учебной деятельности;
- ответственность за результаты учебы;
- концентрация на учебе;
- умение делать заключительные выводы и другие регулятивные компетенции.
Социальные компетенции:
- проявление терпимости к другим мнениям и позициям;
- оказание помощи другим учащимся;
- умение сотрудничать с другими учащимися;
- умение работать в группе и другие социальные компетенции.
Учебно-познавательные компетенции:
- умение учиться;
- умение отыскивать причины явлений;
- самостоятельное выявление допущенных ошибок;
- самостоятельное выполнение домашнего задания и другие учебно -познавательные компетенции.
Творческие компетенции:
- умение принимать решения в различных ситуациях;
- умение заявлять о своих потребностях и интересах;
- умение находить другие источники информации;
- способность генерировать другие способы решения проблемы и другие творческие компетенции.
Компетенции самосовершенствования:
- применять знания и умения на практике;
- умение извлекать пользу из полученного опыта;
- навыки самоконтроля и саморазвития;
- желание учиться и самосовершенствоваться дальше.
Базовые компетенции субъекта учебной деятельности
Эмоционально – психологические компетенции:
- учение с интересом;
- доверие педагогам;
- умение проявлять эмоциональную устойчивость при напряжениях и другие компетенции.
Регулятивные компетенции:
- определение целей учебной деятельности;
- ответственность за результаты учебы;
- концентрация на учебе;
- умение делать заключительные выводы и другие регулятивные компетенции.
Социальные компетенции:
- проявление терпимости к другим мнениям и позициям;
- оказание помощи другим учащимся;
- умение сотрудничать с другими учащимися;
- умение работать в группе и другие социальные компетенции.
Учебно-познавательные компетенции:
- умение учиться;
- умение отыскивать причины явлений;
- самостоятельное выявление допущенных ошибок;
- самостоятельное выполнение домашнего задания и другие учебно -познавательные компетенции.
Творческие компетенции:
- умение принимать решения в различных ситуациях;
- умение заявлять о своих потребностях и интересах;
- умение находить другие источники информации;
- способность генерировать другие способы решения проблемы и другие творческие компетенции.
Компетенции самосовершенствования:
- применять знания и умения на практике;
- умение извлекать пользу из полученного опыта;
- навыки самоконтроля и саморазвития;
- желание учиться и самосовершенствоваться дальше.
Участие в районном семинаре учителей математики по теме
"Компетентностный подход в обучении математики в условиях перехода к новым образовательным стандартам".
На семинаре от МОУ СОш пос. Литовко с докладом "Формирование универсальных учебных действий" выступила Макарова В.Г и Ветрова Е.Ч с по теме"Планирование урока с позиций деятельностного подхода".
Научиться учиться - главный тезис деятельностного подхода. Уметь учиться - это значит понимать, чего я не знаю и самостоятельно находить способ справиться с затруднением,получить знание.
Исследования психологов и педагогов показывают: чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, нужно включить их в специально организованную самостоятельную деятельность, сделать "хозяевами” этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы к учебной деятельности.
Один из базовых принципов общесистемных изменений, заявленных в новой модели образования:
«Культура усвоения замещается культурой поиска, дискуссии и обновления».
Реализация деятельностного подхода обеспечивает тройной эффект:
•качественное усвоение знаний
•развитие интеллекта и творческих способностей
•воспитание активной личности.
•развитие интеллекта и творческих способностей
•воспитание активной личности.
Несмотря на то, что в практической деятельности учителя математики реализуются требования государственных стандартов 2004 г., уже сегодня ему нужно не только знать, какие требования к обучению и воспитанию школьников задаются стандартами второго поколения, но и использовать новые подходы в своей работе. Эти подходы помогут вывести качество педагогической деятельности учителя на уровень, соответствующий современным тенденциям в системе образования.
Основные отличия ФГОС второго поколения от предыдущих документов, определяющих цели и содержание общего образования, связаны с заданием ориентиров развития системы образования и с описанием требований к результатам образования. Новое понимание результатов общего образования в рамках концепции нового стандарта основывается на тезисе развития личности как основной цели и смысле образования. С этой позиции предметные результаты изучения математики (конкретные знания, умения, навыки) являются лишь органичной составляющей в комплексе результатов обучения предмету и важным средством формирования универсальных (метапредметных) знаний, умений и способов деятельности . Последние как раз и обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию, а значит, их формирование является главной целью образовательного процесса в школе.
В проекте примерных программ основного общего образования по математике требования к результатам обучения и освоения содержания курса дифференцируют результаты обучения на личностные, метапредметные и предметные. В этой же логике сформулированы цели изучения математики в основной школе:
в направлении личностного развития :
Ø развитие логического и критического мышления, культуры речи, способность к умственному эксперименту;
Ø формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
Ø воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
Ø формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
Ø развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении :
Ø формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
Ø развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
Ø формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
в предметном направлении :
Ø овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных образовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни; Ø создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности».
По сравнению с целевыми установками прежних программных документов, определяющих содержание изучения математики, формулировки целей изучения предмета в проекте примерных программ основного общего образования по математике иначе расставляют акценты, что соответствует заявленной в стандартах деятельностной парадигме образования. Это означает, что деятельностный подход не просто декларируется, – он должен стать нормой при организации учебного процесса и залогом улучшения качества обучения, а одной из основных задач учителя математики должна стать организация освоения школьниками обобщенных способов деятельности при изучении каждой конкретной темы.
Одним из приёмов развития критического мышления является составления синквейна:
Синквейн- приём, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определённую тему. «Синквейн» от франц. «пять». Это специфическое стихотворение(без рифмы), состоящее из пяти строк , в которых обобщена информация по изученной теме.
1.Строка. Обозначается тема(имя существительное).
2.Строка. Описание темы двумя прилагательными.
3.Строка. Описание действия в рамках темы двумя глаголами.
4.Строка. Фраза из четырёх слов, выражающая отношение к теме(разные части речи).
Строка- одно слово, синоним темы.
2.Строка. Описание темы двумя прилагательными.
3.Строка. Описание действия в рамках темы двумя глаголами.
4.Строка. Фраза из четырёх слов, выражающая отношение к теме(разные части речи).
Строка- одно слово, синоним темы.
СИНКВЕЙН
1.Деятельностный подход
2. Познавательный, вариативный
3. Развивает, научает, обогащает
4. Выше потенциал каждого ребенка
5. Открытие .
Когда – то очень давно Герберт Спенсер сказал: «Великая цель образования –
это не знания, а действия».Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин... Из доклада Макаровой В.Г на районном методическом объединении учителей математики 15 декабря 2011г в г.Амурске. Презентация УУД.
это не знания, а действия».Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин... Из доклада Макаровой В.Г на районном методическом объединении учителей математики 15 декабря 2011г в г.Амурске. Презентация УУД.
В связи с тем, что традиционный урок всегда обеспечивает полной включённость каждого ребенка в учебный процесс, поскольку ученик не является активным его участником, а традиционная система обучения не всегда позволяет обеспечить выполнение следующих условий для развития познавательных интересов: - избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации; - не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы; - использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов; - стимулировать познавательные интересы многообразием приёмов занимательности ( иллюстрацией, игрой, кроссвордами…) - специально обучать приёмам умственной деятельности....