Методическое объединение учителей русского языка и литературы, английского языка.
* Язык есть изображение всего, что существовало, существует и будет
существовать - всего, что только может обнять и постигнуть
мысленное око человека. / А. Ф. Мерзляков
* Кто не знает иностранных языков, тот не имеет понятия о
своем собственном. / И. Гете
* Если ты знаешь средства укрепить тело, закалить волю, облагородить
сердце, изощрить ум и уравновесить рассудок, -
значит ты воспитатель. /Ш. Летурно |
Максимец Н.Н Карташова Т.Г. Зубова Л.С Старчкова А.Ч. Пестерникова М.А
Проблема, над которой работает МО учителей русского языка, литературы и английского языка:
"Развитие культуры речи путем использования различных методов и приемов на уроках русского языка, литературы и английского языка в 5 - 11 классах"
План работы методического объединения на 2011-2012 уч.г.
Тема |
Организационное заседание МО |
Развитие речи как особая область методики русского языка |
Задачи и содержание работы над звуковой стороной речи в плане ее развития |
Работа над грамматической формой слова в аспекте развития речи |
Работа над синтаксическими средствами языка в аспекте развития речи. Итоговое заседание МО |
Задача |
Сентябрь |
Ноябрь |
Январь |
Март |
Май |
Овладение теоретическими
аспектами проблемы |
Консультации по образовательным программам |
Горлова М.А. -
доклад |
Карташова Т.Г. -
доклад |
Зубова Л.С. -
доклад |
Максимец Н.Н. -
доклад |
Анализ состояния данной
проблемы в школе |
Согласование тематических планов на 2011-2012 уч.г. |
Зубова Л.С. -
анализ |
Максимец Н.Н. -
анализ |
Карташова Т.Г.-
анализ |
Старчкова А.Ч. -
анализ |
Повышение профессионализма. Совершенствование образовательной практики |
Коррекция плана работы МО |
Карташова Т.Г.-
разработка |
Пестерникова М.А.-
разработка |
Максимец Н.Н. -
разработка |
Зубова Л.С. -
разработка |
Информационное, нормативное
и методическое обеспечение |
Определение тем открытых уроков |
Максимец Н.Н. -
литература |
Зубова Л.С. -
литература |
Старчкова А.Ч. -
литература |
Карташова Т.Г.-
литература |
Системно-деятельностный подход в реализации стандартов нового поколения
Ни одно действие педагога не должно стоять
в стороне от поставленных целей А.С. Макаренко
Особенностью cтандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС.В контексте системно-деятельностного подхода сущностью образования является развитие личности, как элемента системы «мир – человек». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне. |
Технология учебного диалога как средство приобретения опыта разрешения событийной ситуации на уроках русского языка, литературы и английского языка
Только в диалоге развивается способность мыслить.
В беседе, спрашивании создаются условия для
взаимодействия понимающих сознаний М. М. Бахтин
•Учебный диалог относится к ведущим технологиям личностно ориентированного образования.
•Как особая дидактико-коммуникативная среда учебный диалог обеспечивает субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности, освоение культурных и социально значимых ценностей. Содержание изучаемого материала усваивается не только обращением к памяти, но и к глубинным структурам сознания учащихся.
•Как особая дидактико-коммуникативная среда учебный диалог обеспечивает субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности, освоение культурных и социально значимых ценностей. Содержание изучаемого материала усваивается не только обращением к памяти, но и к глубинным структурам сознания учащихся.
Диалог на уроке – это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику развивать интеллектуальные и эмоциональные свойства личности. Усвоение нового материала при этом происходит, не только вследствие запоминания, но и потому что в ходе общения затрагиваются личностные смыслы.
Уровни диалога:
1) Диалог с собственным Я (собственные размышления) это личностный уровень
2) Я и другой (взаимодействия двух ценностно-интеллектуальных позиций). Это межличностный уровень.
3) Мультидиалог (возникает при обсуждении проблем в малых группах по 5-7 человек).
1) Диалог с собственным Я (собственные размышления) это личностный уровень
2) Я и другой (взаимодействия двух ценностно-интеллектуальных позиций). Это межличностный уровень.
3) Мультидиалог (возникает при обсуждении проблем в малых группах по 5-7 человек).
Необходимыми условиями организации учебного диалога являются: а) снятие факторов, тормозящих общение педагога с детьми; б) восприимчивость к чужому мнению, стремление не оценить, а услышать и принять мнение ребёнка; в) владение педагогом технологией организации предметного диалога.
Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд организационных моментов:
- ни одна из реплик не должна остаться без ответа;
- учебный диалог ограничен во времени;
- если ученик не активен, он испытывает недостаток знаний;
- учебный диалог требует полных ответов;
- учебный диалог требует предварительной подготовки.
- ни одна из реплик не должна остаться без ответа;
- учебный диалог ограничен во времени;
- если ученик не активен, он испытывает недостаток знаний;
- учебный диалог требует полных ответов;
- учебный диалог требует предварительной подготовки.
В развивающей образовательной системе активно используется технология проблемно-диалогического обучения. В самом определении «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть учебная проблема и поиск её решения, «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.
Виды диалога
Побуждающий
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески и развивает творческие способности. Учитель создаёт проблемную ситуацию, затем произносит специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы, используя такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска, ловушки.
Важную роль в организации побуждающего диалога - создание различных ситуаций на уроке.
1. Создание «ситуации успеха». Детям предлагается задача, опирающаяся на имеющийся опыт. 2. Ситуация «интеллектуального разрыва». Предлагается похожая по внешним признакам практическая задача, которую ученики решить уже не могут, так как она ориентирована на новый способ решения.
3. Формулирование учебной задачи вместе с учителем. |
Подводящий
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которые пошагово подводят учащихся к формулированию темы. На этапе поиска решения учитель выстраивает логическую цепочку к новому знанию, ведёт к «открытию».
1. Анализирующее коллективное наблюдение. Предлагается двухсторонний материал для сравнения (два столбика или две строки) слов или примеров. В коллективном наблюдении очень важно подобрать дидактический материал, продумать систему вопросов и заданий. Заканчивается анализирующее наблюдение обобщением в виде схемы – опоры, плана, словесной формулировкой и чтением вывода в учебнике.
2. Фронтальная дискуссия. Фронтальной дискуссии способствует работа в группах, где дети спорят, отстаивают своё мнение и приходят к единому мнению, фиксируют его на листе, затем идёт обсуждение выдвинутых группами версий.
|
Благодаря диалоговым технологиям, на уроке нет пассивных, все думают и выражают свои мысли. Диалог приводит к интенсивному развитию речи. Решение одной и той же задачи разными группами учащихся позволяет сопоставлять и критически оценивать работу,
рождает взаимный интерес к работе друг друга.
Диалог выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но и становится приоритетным принципом образовательного процесса.