Мини- проект педсовета "Уклад школы - основа успешности ученика" .
Договоримся о понятиях.
*Успешный:
По Ожегову: заключающий себя в успехе, удачный
По Ожегову: заключающий себя в успехе, удачный
*Успех –удача в достижении чего-либо, общественное признание, хорошие результаты в работе, учебе.
По Далю:успех от успеть- достигать желаемого. По Ожегову: удача- нужный или желательный исход дела.
По Далю:успех от успеть- достигать желаемого. По Ожегову: удача- нужный или желательный исход дела.
*Уклад:
По Ожегову: установившийся порядок, сложившееся устройство общественной жизни. По Далю: устройство, учреждение, порядок, устав.
По Ожегову: установившийся порядок, сложившееся устройство общественной жизни. По Далю: устройство, учреждение, порядок, устав.
"Системно-деятельностный подход как ресурс формирования универсальных учебных действий".
«… Задача современной образовательной системы – не напичкать ученика фундаментальными знаниями (большинство которых никогда не будет востребовано), а сформировать навыки успешной социальной адаптации, способность к самообразованию…» (А.М. Кондаков)
В составе основных видов универсальных учебных действий (УДД), диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный. Представим названные блоки УУД более подробно...
Технология обучения на основе деятельностного подхода позволяет:
- в сфере личностных универсальных учебных действий формировать внутреннюю позицию обучающегося, адекватную мотивацию учебной деятельности, ориентацию на моральные нормы и их выполнение.
- в сфере регулятивных универсальных учебных действий овладевать всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы на уроке, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
-в сфере познавательных универсальных учебных действий научиться воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования.
- в сфере коммуникативных универсальных учебных действий приобрести умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию.
Реализация системно-деятельностного подхода как инструмент формирования ключевых компетенций учащихся среднего звена.
Традиционный подход к определению целей образования ориентирует на объём знаний. С позиций этого подхода, чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности. Но уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объёмом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование обще учебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий. Потому что наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются компетентность в решении проблем (задач), коммуникативная компетентность и информационная компетентность.
Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.
Информационная компетентность – это готовность учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Коммуникативная компетентность – это навыки работы в парах, в группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссии; излагать письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста; публичные выступления. Компетентность разрешения проблемы – целеполагание и планирование деятельности, действия по решению проблемы; оценка результата/продукта деятельности.
Формированию этих ключевых компетентностей способствует системно – деятельностный подход.
Тема:"Создание условий для развития и поддержки мотивации учебной деятельности школьников на уроке ".
Создать проблемную ситуацию- ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у учащихся эмоциональную реакцию удивления, ощущение творческого затруднения.
Проблемная ситуация «с затруднением».
1. Дать практическое задание невыполнимое вообще.
· Вы смогли выполнить задание?
· В чём затруднения?
· Какой будет тема урока? Учитель : « А грамотно эта тема будет называться ?»
2. Дать невыполнимое практическое задание, несходное с предыдущим.
· Вы смогли выполнить задание?
· Почему не получается?
· Чем оно не похоже на предыдущее?
· Какой будет тема урока?
3. Дать невыполнимое практическое задание сходное с предыдущим(даются два задания).
· Что вы хотите сделать?
· Какие знания применили?
· Задание выполнено?
· Какой будет тема урока?
Проблемная ситуация с удивлением. Столкнуть противоречивые факты, теории или мнения учащихся.
· Что удивляет?
· Как видите факты?
· Сколько есть мнений?
·Сравните их.
Обязательно: Вы как думали? А как на самом деле? Какой возникает вопрос?.
Сообщение темы с мотивирующим приёмом. «Яркое пятно» .
Сообщение интригующего материала(исторические факты, сказки, легенды…), вызывающие познавательный интерес учащихся.
Синквейн.
Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. («Синквейн» от фран. «пять». Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме).
Цель: добиться более глубокого осмысления темы.
Пошаговое описание метода
1. Знакомим учащихся с правилами составления синквейна.
2. Предлагаем составить, следуя этим правилам, синквейн на определенную тему. 3. Убедившись, что все составили, предлагаем добровольно зачитать несколько синквейнов.
Правила составления синквейна:
1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).
2. Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)
3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)
4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)
5. Пятая строка – одно слово, синоним темы.
Советы преподавателю
1. В начале предложите учащимся составить синквейн на тему, хорошо им знакомую (напр. «Семья», «Школа», «Дружба» и т.д.)
2. На первых порах предусмотрите при составлении синквейна работу в парах, в малых группах и только затем – индивидуально.
3. Поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы.